С музыкальной индустрией все в порядке!

Так утверждает главный редактор журнала Wired и автор знаменитой концепции Long Tail Крис Андерсон.

На прошлой неделе во время моей речи мне задали вопрос, которой всплывает каждый день после заявлений гигантов вроде Принца, Radiohead, Мадонны и NIN об отказе от сотрудничества со звукозаписывающими компаниями: «Что произойдет с музыкальной индустрией?».

С какой индустрией? — спросил в ответ я. Вы же не считаете, что продажа пластиковых дисков в красивых упаковках — это и есть индустрия?

Бизнес по продаже пластиковых носителей действительно переживает не лучшие времена, но со всем остальным в музыкальной индустрии все более чем хорошо. Судите сами по статистике:

  • Концерты и торговля сопутствующей им атрибутикой — рост 4%
  • Торговля музыкой в цифровых форматах — рост 46%
  • Рингтоны — рост 86% в прошлом году, но вероятно лишь доли процента в этом
  • Доходы от лицензирования музыки для рекламы, тв-шоу, кино и игр — рост (на 20 миллионов долларов США только по данным Warner Music)
  • Даже продажи музыки на виниле растут (спасибо, диск-жокеи!) — в Великобритании продажи увеличились более чем в два раза
  • И если считать продажу iPod’ов частью музыкальной индустрии (что, безусловно, спорно) — то тут мы тоже наблюдаем рост (на 31% за этот год)

Только продажи компакт-дисков упали на 18%, и в настоящий момент приносят около 60% индустрии, если не считать продаж mp3-плееров, и около 25%, если считать.

Так что проблема вовсе не в упадке индустрии, а в узколобости и неповоротливости звукозаписывающий компаний, чей взгляд на музыкальный бизнес чрезвычайно однобок. Отказ Мадонны от услуг рекорд-лейбла в пользу концертного агентства должен быть очень показательным.

«Скоро многие из этих компаний не смогут идентифицировать себя как звукозаписывающие.» — утверждает Стив Гринберг, бывший глава Columbia Records, ныне занимающийся делами собственной независимой компании S-Curve. «Они будут определять себя как компании, занимающиеся всесторонним развитием музыкантов. Когда компания занимается карьерой музыканта в целом, интересы обоих сторон выравниваются.»

Я считаю, что скоро вся музыка станет бесплатной, музыканты будут раздавать ее и использовать как маркетинговый инструмент, рекламирующий услуги по лицензированию и живые концерты, которые позволяют заработать даже больше денег, чем от продажи компакт-дисков.

А для тех, кто считает, что такой путь возможен только для артистов высшего эшелона, таких как Мадонна и Radiohead, я хочу обратить внимание на то, что другой категорией музыкантов, не сотрудничающих с мейджор-лейблами, являются десятки тысяч независимых групп, не производящих удовлетворяющую широкие массы поп-музыку. То, что они ничего не потеряют, отдавая свою музыку бесплатно — вопрос спорный, но мне кажется, что главное, чего они лишатся наверняка — это пут соглашений и договоров с компаниями, завязшими в прошлом веке музыкального бизнеса.

Об авторе

Глеб Калинин — издатель Эксперимент.ру, совладелец компании Raum7. Профессионально занимается интернетом. Ведёт блог.