Web 5.0.Коллективные ресурсы при решении научных проблем и перспективы сетевой демократии

Web 5.0

На днях вышла очередная версия проекта fold.it, довольно громко стартовавшего около двух месяцев назад. Пыль и шум вокруг его запуска уже осели, поэтому появился неплохой повод, чтобы пофантазировать в этой связи о создании, возможностях и структуре гипотетического Web 5.0.

Вкратце суть проекта fold.it сводится к следующему. Его создатели предлагают желающим поучаствовать в решении одной из самых вызывающих проблем науки современности — фолдинге белков. Попытки решения этой проблемы при помощи современных вычислительных алгоритмов с треском провалились. Компьютер решает эту задачу медленно, склонен часто ошибаться, да и сама постановка задачи требует значительных усилий. Хитроумный ход мысли создателей проекта повторяет методы порно-хакеров, отчаявшихся взламывать систему CAPTCHA программно и призвавших на помощь ресурсы человеческого мозга, озабоченного поиском совсем других целей.

Точно так же этот проект нацелен на решение очень сложной задачи за счет подачи её в развлекательной форме (создания понятного интерфейса) и использования фантазии, нестандартного и образного мышления миллионов (слишком оптимистично?!) пользователей сети. То есть ресурсов, которые практически не могут быть реализованы технически или финансово.

В этом ракурсе аудитория игроков в компьютерные игры (лишь немного уступающая орде завсегдатаев порносайтов) рассматривается впервые. До этого ничем полезным занять её не пытались. Стоит ли отмечать, что доля девиантов, чрезмерно увлекающихся людей (качества, часто сопутствующие гениальности) в этой социальной прослойке вполне высока?

Веб следующего за следующим поколением, названный в этой статье 5.0, вполне может оказаться не за горами. Сеть, в которой управление городом строится не путем принятия решений мэром и его командой, а на основании взвешенного анализа возможных решений миллиона игроков в процессе прохождения очередного уровеня модели SimCity. Подобные кибернетические возможности и не снились разработчику первой системы управления государством (Киберсин). В этом проекте не трудно создать систему поощерения выдающихся игроков по их рейтингу. Другими словами, новую экономическую систему, использующую значительные простаивающие ресурсы. Демократия сверхглубокой очистки. Единственным недостатком является отсутствие возможности «сохраниться» и возобновить в случае неудачи игру с какого-либо момента.

Об авторе