Поэзия раковой опухоли.Стволовые раковые клетки и новые шаги на пути борьбы с онкологическими заболеваниями

,

Поэзия раковой опухоли

«Из одного лишь слова корни свои берёт поэма». Этот поддельный афоризм вполне мог принадлежать перу Блока или Байрона, если бы один из поэтов чудом оказался в современности и нашел в себе силы познакомиться с современными теориями рака. Однако литературные гении давно покинули нас, а онкологические заболевания по-прежнему остаются навязчивыми спутниками человека. Исследователи из штата Оклахомы, США, кажется, нашли способ выкинуть то самое слово, с которого начинается раковая поэма.

Образно говоря рак — это социальная болезнь. Болезнь, начинающаяся с перевоплощения одной из миллиона клеток, входящих в состав многоклеточного организма. Изменение внешних условий или неполадки в собственном механизме приводят к тому, что какая-либо из клеток человеческого организма становится «преступником». Вместо кооперативной работы на благо всего сообщества клеток (организма), она утверждает собственную «диктатуру», умело используя и перенаправляя существующую инфраструктуру (доставка питания, воды, материалов) для создания поддержки «незаконной группировки». Раковой опухоли. Cогласно современным теориям, для построения «преступного сообщества» раковой клетке нет необходимости придумывать что-либо новое. Она на свой лад применяет «социальные» технологии, использующиеся самим организмом.

К примеру, в процессе гемопоэза (кроветворения) из нескольких стволовых клеток, расположенных в костном мозге, формируются все клетки крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты и прочие). То есть любая из клеток крови была когда-то стволовой. Так вот клетка-родоначальница раковой опухоли не смогла «забыть» об этом, как все нормальные, специализировавшиеся клетки. Или, скорее, каким-то образом об этом «вспомнила». Такую клетку и принято называть раковой стволовой клеткой. По современным представлениям она расположена внутри первичной раковой опухоли и является «опухолетворным» центром, по аналогии с «кроветворными» центрами костного мозга. Если в результате противоопухолевой терапии эта клетка не уничтожена, то вероятность скорого повторного появления опухоли становится очень большой. То есть рак возвращается.

Исследователи из Оклахомы в своей работе утверждают, что обнаружили белок, который содержится только в стволовых и в малой части раковых клеток. На основании этого они сделали два вывода. Первый о том, что существование этого белка косвенно подтверждает теорию «стволовых клеток» рака. Второй: открыт принципиальный путь для создания лекарств, которые будут действовать избирательно на «стволовые раковые клетки», убивая первоначальную причину рака. И делая невозможным «возвращение» раковой опухоли. Что должно заметно повысить эффективность лечения онкологических заболеваний.

Ссылки по теме (eng):
Изолированы раковые стволовые клетки: это может привести к разработке препаратов, предотвращающих возвращение рака
Раковые стволовые клетки в твердых опухолях: накопленные доказательства и нерешенные вопросы
Выделены и охарактеризованы стволовые клетки рака яичников