Современное искусство в традиционном музее

В эту субботу, 29 сентября, в Петербурге стартует седьмой ежегодный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Открытие состоится 12:00 в Петропавловской крепости.

В этот же день в 13.00 и 30 сентября в 12.00 от Петропавловской крепости и музеев, участвующих в фестивале, отправляются бесплатные маршрутные автобусы, которые будут курсировать между музеями до 17.30. Это, пожалуй, самый удобный и оптимальный способ посмотреть большинство выставок, так как разбросаны они порядочно:

Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН — Музей петербургского авангарда «Дом Матюшина» — Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского — Государственный музей политической истории России — Музей «Мир воды Санкт-Петербурга» — Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме — Центральный музей железнодорожного транспорта – Музей космонавтики и ракетной техники в Петропавловской крепости.

Подробнее о фестивале

Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко (отдел Государственного Музея истории Санкт-Петербурга)

Проект: 738492 
Художник: Маша Ша (Санкт-Петербург)

Одноканальная видео инсталляция «738492» выполнена в фантастически-романтическом стиле. Возможно, эта история — фантазия из далекого будущего, а может и не далекого. Однажды на одной планете в архиве памяти были найдены образы памяти одного из обитателей некогда существовавшей планеты Земля. Из этих образов и состоит данная работа.

Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, ст.м. «Горьковская»

Государственный музей политической истории России

Проект: Случайная политика
Художники: Студенты программы «Современное искусство»

Волею судьбы Музей политической истории России расположился в особняке возлюбленной последнего императора России и жены одного из великих князей Матильды Кшесинской. В здании, где проходила блестящая жизнь балерины, нашли себе место экспонаты, повествующие о борьбе за светлое коммунистическое будущее, макет «взятия Зимнего дворца» и «комната большевика». Судьба красавицы оказалась случайно вплетенной в политику – в силу близости к лицам, причастным «науке государственного управления». Выставка молодых художников, проникших своими работами в «тело» особняка и музейной экспозиции, получилась также случайно-политической. В представленных проектах прослеживается реакция как на историю дома, так и на настоящее бытование экспонатов, которые еще недавно были священными — самыми главными для советского музееведения, а теперь покрываются патиной, становятся едва ли не археологическими останками эпохи. Жизнь музея вызвала к жизни размышления – о прошлом и настоящем, о судьбах ушедших времен, о ценностях – вечных и преходящих. О том, что политика – одна из самых переменчивых величин в мире и истории человечества. Судьи и обвиняемые меняются местами, личная история иногда оказывается важнее общественной и тень Кшесинской вновь витает в воздухе. Выставка повествует о том, что знаки власти становятся винтиками в машине, отсчитывающей время, о том, что их можно не только заставить двигаться, но и эстетизировать или «одомашнить». Что идеальным символом власти и демократии является жвачка, размазанная по асфальту, и «жвачкой» же склеены слова политиков. О том, что на смену героям революции приходят герои жизни, и лица их на удивление схожи. Что диорама, изображающая Зимний дворец, напоминает не только об Октябре 17-го года, но и о праздничных фейерверках. Перед нами размышление на тему – что такое политика для истории и современности и насколько важно или неважно все, что с ней связано.

Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, ст.м. «Горьковская»

Музей петербургского авангарда «Дом Матюшина» (филиал Государственного Музея истории Санкт-Петербурга)

Проект: ВПЕРЕД – НАЗАД – ВВЕРХ – ВНИЗ – ВПРАВО – ВЛЕВО. Лабораторно-полевые исследования
Художники: Татьяна Туличева, Марина Гуляева (Санкт-Петербург)

Для названия проекта «Вперед-назад-вверх-вниз-вправо-влево» взята цитата из работы М.В.Матюшина. В основе проекта лежит теория «расширенного смотрения» Матюшина (смысл которой заключается в утверждении возможности художника наблюдать окружающий мир на 360?), а также его исследования взаимоотношений цвета и формы, цвета и среды, проводившиеся в 1920–30-е годы. Многочисленные лабораторные опыты и упражнения по развитию у художника «расширенного смотрения» при наблюдении природы остаются интересными и современным художникам, которые обладают большими техническими возможностями. Это позволяет дополнить физиологические способности визуального восприятия и по-новому интерпретировать полученный в результате опытов и наблюдений фото- и видеоматериал.

Проект рассматривает отношения искусства и живой природы. Участники проекта предлагают дополнить наблюдаемую природную цветоформу искусственной, геометрически выстроенной и окрашенной формой, контрастной и несущей в себе «код» местности, состояние наблюдателя, который максимально использует возможности собственных органов восприятия, «расширяет угол зрения». Все арт-объекты, живопись, инсталляции и сами участники существуют «в» природе, «на» природе, «по» природе. Объектом исследования становятся процессы «расширенного смотрения» и «цветового» зрения в лабораторно-полевых условиях.

Адрес: ул. Профессора Попова, д.10, ст.м. «Петроградская»

Музей «Мир воды Санкт-Петербурга»

Проект: фильм «Путь домой» (Homeward Bound)
Художник: Эва Лилья (Швеция)

Премьерный показ фильма состоялся в октябре 2005 года в Музее современного искусства (Стокгольм). С тех пор он был неоднократно представлен к показу в Швеции, Норвегии, Италии, Великобритании, Голландии, Китае, Греции, Португалии, Аргентине, Бразилии, США. Фильм стал победителем на XIV Международном Фестивале Видеотанца в Италии (2006).

Впервые в истории шведского танца хореографическая постановка была осуществлена под водой. Таким способом хореограф пытается исследовать новые формы художественной выразительности. Сопротивление, возникающее в водной среде, придает совершенно особенную пластику движениям танцоров. А необычные световые эффекты усиливают художественное впечатление.

Хореограф и постановщик — Эва Лилья. Музыка Томми Зведберга. Длительность фильма – 8,45 мин.

Адрес: ул. Шпалерная, д.56, ст.м. «Чернышевская»

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Проект: Дом-поэма
Художник: Яана Кокко (Финляндия)

В проекте Яаны Кокко для Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме предметом исследования становится мемориальная экспозиция – квартира поэта. Художницу интересует, как героиня Музея (Анна Ахматова) оказывает влияние на тех, кто по долгу службы проводит восемь рабочих часов в комнатах, где жила поэтесса и члены ее семьи. Результатом проекта стала серия фотографических портретов и видеофильм. В видеофильме пять служительниц музея-квартиры Ахматовой выступают в качестве «гидов» в своих собственных квартирах.

Адрес: Литейный пр., д.53, ст.м. «Владимирская/Достоевская», «Маяковская»

Музей Достоевского

Проект: Достоевский. На пороге
Художники: Наталья Першина-Якиманская, Ольга Егорова (Санкт-Петербург)

Авторы выстраивают «сюжет» проекта вокруг музея-квартиры Ф.М.Достоевского. Проект состоит из двух частей, первая из которых – аудио-экскурсия, в основе которой лежат тексты-пророчества писателя. Экскурсия проходит не внутри, а вне музея, на прилегающих к нему улицах, и строится по маршруту движения, обозначенному на специально разработанной карте. Звуковой ряд экскурсии конструируется как сложная радиопьеса, в которой голоса актеров, читающих тексты Достоевского, перемешиваются с реальными звуками улицы (крики рыночных торговцев, старух, мелких бандитов, пьяниц и просто прохожих). Вторая часть проекта представляет собой видеофильм, демонстрирующийся внутри музея. Фильм сделан на основе интервью с людьми разных возрастов и профессий: посетителями музея, смотрителями, случайными прохожими. Они ведут разговор о Достоевском, используя всевозможные штампы, мифы и анекдоты. Таким образом достигается своеобразный «стереоскопический» эффект: литература на улице, а «улица» (бытовое, клишированное понимание писателя) в музее, что помогает и зрителям, и авторам понять, что же такое феномен Достоевского в современном мире.

Адрес: Кузнечный пер., д.5/2, ст.м. «Владимирская/Достоевская», «Маяковская»

Центральный музей железнодорожного транспорта

Проект: Вагон
Художник: Илья Трушевский (Москва)

Инсталляция «Вагон» продолжает серию работ автора со светом, стеклом, вращающимися механизмами, тенями, отражениями, видео-проекциями, шумами и моделированием эффектов. Она является результатом наблюдений за красотой и разнообразием простых геометрических форм, игрой света и тени, на впечатлениях, полученных бесконечными ночами в поездах Питер-Москва. Музей, выбранный для этого проекта, оказал большое влияние на автора в детстве, и совершенно справедливо любим детьми и сейчас. Поэтому в работе, несмотря на строгость и минималистичность, присутствует развлекательность и театральность аттракциона.

Адрес: ул. Садовая, д.50, ст.м. «Сенная пл./Садовая»

Астрономический музей Главной (Пулковской) Астрономической обсерватории РАН

Проект: Обсерватория
Художники: Елена Губанова, Иван Говорков, Людмила Белова, Петр Белый, Сергей Бугаев Африка (СПб), Сьюзан Клейнберг (США), Юлия Страусова (Германия)

В проекте «Обсерватория» Елена Губанова, Иван Говорков, Людмила Белова, Петр Белый, Сергей Бугаев Африка, Сьюзан Клейнберг и Юлия Страусова обращаются к истории знаменитой Пулковской обсерватории, открывшейся в 1839 году и заслужившей в 19 веке звание «астрономической столицы мира», и к теме наблюдения, столь важной для визуального искусства. В Астрономическом музее ГАО (на постоянной экспозиции в Круглом зале, на лестничных переходах и в куполе Главной башни), а также в директорском корпусе ГАО и на территории научной площадки художники интерпретируют научный взгляд на изучение и восприятие мира Вселенной, свойственный астрономам. Е. Губанова и И. Говорков переворачивают представление о линейном характере времени, обращаясь к артефактам визуальной культуры. Ю. Страусова констатирует кардинальное изменение характера наблюдения от имени основателя Пулковской обсерватории В. Я. Струве. С. Бугаев Африка анализирует в своих объектах взаимное влияние астрономических наблюдений и фотографии. П. Белый и Л. Белова в своих инсталляциях обращаются к истории Пулковской обсерватории. Сьюзан Клейнберг демонстрирует умозрительный характер наблюдения.

На открытии выставки будет представлена инсталляция Ивана Говоркова, воплощающая идею об одиночестве человека во Вселенной и аудио инсталляция С. Бугаева Африки, преобразующая астрономические наблюдения в звуковые сигналы.

Адрес: Пулковское шоссе, д. 65, корп. 1, ст.м. «Московская», авт. 55, 150, 155, 90, 431 

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Только 5,6 и 7 октября в 16:00

Проект: Водные истории. Танцевальные импровизации
Автор: Нэнси Зендора (США)

В перформансе, сопровождаемом звуками природы, исполнители танцуют с маленькими огнями, создающими атмосферу ритуального действия около воды. На эту работу американского хореографа Нэнси Зендору вдохновили изображения в экспозициях Кунсткамеры: «Индейцы Северо-западной Америки», «Народы Юго-Восточной Азии» и др. Хореограф и танцоры вовлекают зрителей в обрядовое действие, которое позволяет ощутить почти невидимую грань прошлого и настоящего. Само пространство Кунсткамеры — своеобразная декорация — продолжает тему воды как образа сохранения традиций.

Адрес: Университетская наб., 3, ст.м. «Невский проспект», «Спортивная»

Параллельная программа

Театр BARBUZONS. Опорно-двигательное сомнение №12

Проект Романа Габриа и Максима Диденко (СПб)

29 сентября в 12:30 
Петропавловская крепость
Аппарель Государева бастиона

Работа на улице – это всегда внезапный поток сомнений. Как вода. Это капля, застывшая в воздухе. Это отражение в луже, покрытой льдом. Человек и его тень на асфальте. Погоня за солнцем. Ускользающий вечер. Что является толчком для спектакля? Случайный сон. Погода. Тишина. Петропавловки танец.

Выставка

Вера Атлантова, Анастасия Кадрулева. ТРИПТИХ

видео, 6:35 
29 сентября — 21 октября
11:00 – 18:00, кроме вс.
Институт ПРО АРТЕ (Петропавловская крепость)

Иногда чувствуешь себя инопланетянином в самой обычной, знакомой обстановке. А бывает, в пространстве иного ощущаешь родство. Скользя сквозь миры оказываешься, в конце концов, в точке отсчета, и время свивается в кольцо, в бесконечность.

Видеопоказы

Программа видеопоказов включает ретроспективу фильмов, поставленных шведским хореографом Эвой Лилья, работы норвежских художников из программы AVE – Art Video Exchange (куратор показа Мона Бентцен, Норвегия) и новые работы студентов Института ПРО АРТЕ.

Работы студентов Института ПРО АРТЕ (2006–2007 гг.)

10 октября в 19:00 
Институт ПРО АРТЕ (Петропавловская крепость)

18 октября в 20:00 
«Буквоед» (Лиговский пр., 10)
Программа AVE (Art Video Exchange) — Норвегия

11 октября в 20:00
«Буквоед» (Лиговский пр., 10)

17 октября в 19:00 
Институт ПРО АРТЕ (Петропавловская крепость)
Ретроспектива работ Эвы Лилья (Швеция)

30 сентября в 18:00 
Институт ПРО АРТЕ (Петропавловская крепость)

16 октября в 20:00
«Буквоед» (Лиговский пр., 10)

Об авторе

Глеб Калинин — издатель Эксперимент.ру, совладелец компании Raum7. Профессионально занимается интернетом. Ведёт блог.