Общественный заказ.Spot.us — локальная журналистика, финансируемая сообществом читателей

,

культура Yellowhead | 15.12.2008 | #
Общественный заказ

Журналисты пишут о том, за что им платят. Ну и, конечно же, о том, что волнует аудиторию. Читательское сообщество — интересующиеся горожане — предлагают темы и раздают представителям пишущей братии задания, а затем скидываются на гонорары авторам статей. В двух словах именно так и происходит работа с информацией на сайте, который называют «другим способом платить за новости, которые интересны вам»: Spot.us.

В основе функционирования Spot.us лежит схема под названием crowd-funding, то есть коллективное финансирование — когда участники сообщества формируют маленькими взносами некий общий капитал и сами же регулируют его распределение. В данном случае общественные средства идут на журналистские расследования и получение информации по темам острым, но сложным для самостоятельного изучения неподготовленным человеком. Например: «Как повлияет на малый бизнес экономический спад?», «В каких отношениях находятся с экологией ближайшие к нам предприятия?», «Почему затянулась реконструкция транспортной развязки?». Если предложенный вопрос достаточно актуален — он идёт в разработку: после оценки предстоящего труда и сбора взносов в дело вступают журналисты и редакторы. Качество гарантируется — все факты проходят обязательную проверку, а в подготовке материалов принимают участие профессиональные консультанты. Результат же доступен всем желающим и распространяется под лицензией Creative Commons.

Городская, локальная журналистика — одна из областей, к которой модель crowd-funding вообще хорошо применима: принадлежность к одному региону позволяет участникам читательского сообщества находить интересные и важные для них темы, при этом не впадая в излишние обобщения и не теряясь в чересчур большом потоке фактов. Spot.us — как раз такой случай — в настоящий момент территория его интереса ограничена заливом Сан-Франциско. Основатель проекта журналист Дэвид Кон и поддерживающая инициативу некоммерческая организация Center for Media Change, впрочем, планируют в будущем расширение активности: не только функциональное, но и пространственное.

Об авторе