Интервью: Джордж Харт.Человек парадоксальной профессии, математический скульптор — об искусстве, науке и технологиях

, , , ,

Интервью: Джордж Харт

Джордж Харт (George Hart) — представитель редкой, парадоксальной профессии — математический скульптор. Его геометрические скульптуры имеют под собой точное математическое обоснование и созданы из самых современных материалов. Джордж называет себя трубадуром геометрии, и помимо творческой деятельности, включающей, впрочем, и программирование, активно преподает любимую дисциплину и ищет новые способы выразить свою любовь к предмету.

Верите ли вы в то, что некоторые люди более расположены к искусству, чем другие?

Очевидно, что некоторые взрослые более ориентированы на искусство, чем другие. Но я не знаю, предрасположенность это или результат опыта и вовлеченности в арт-процессы во время взросления.

Разделяете ли вы искусство и математику, кем считаете себя — художником или математиком?

Я не вижу никакого различия. Искусство и математика для меня — один предмет.

Все изображения: © George Hart

Много ли в мире математических художников и архитекторов?

Да, достаточно. Конференция Bridges — главное международное мероприятие, посвященное математическому искусству. Во время него проходит множество выставок, читаются доклады.

Кто ваши учителя в искусстве и математике? Эшер, Бакминстер Фуллер?

Я изучаю все, что мне попадается, включая работы Эшера, Фуллера, да Винчи и многих других. Я стараюсь чему-то научиться у каждого.

Красота математики и геометрии — в описании общих случаев. Красота искусства же, включая скульптуру — в поиске уникальных, впечатляющих случаев. Не кажется ли вам, что смешение этих двух практик уничтожит неотъемлемую гармонию?

Очень интересный вопрос! Возможно, математическая скульптура больше всего похожа на один из примеров в учебниках, предшествующих или следующих общей теореме. Каждое произведение — это овеществленный пример, позволяющий оценить более глобальные идеи. Когда вы вникаете в его сущность, под его поверхностью непременно раскрывается нечто более глубокое.

Видится ли вам некое практическое применение ваших скульптур — в промышленном дизайне, например?

Искусство и есть практическое применение. Я считаю себя прикладным математиком, а скульптуру — своей прикладной областью.

Ваши работы когда-либо попадали в массовое производство, или каждая из них уникальна? Многие, похоже, с радостью бы приобрели ваши работы в качестве сувениров.

Все мои работы уникальны, но некоторые паззлы издавались небольшими тиражами.

DIY-культура очень популярна в Америке, достаточно посмотреть на успех журнала MAKE, и некоторые ваши скульптуры, вроде той, которую вы представляли на Burning Man, вполне можно было бы собирать дома, из готовых частей или по чертежам.

Я обсуждаю эту идею с редактором MAKE в связи со статьей, которую я написал и которая будет опубликована в феврале 2009-го. Инструкции по сборке моей скульптуры Egg Heads будут приложением к статье.

Можете описать нам ваш творческий процесс? Рождается ли сначала идея скульптуры или паззла, или они — результат каких-то исследований и расчетов?

Сначала появляется мысленная концепция, затем ее математическое представление, затем, зачастую, компьютерные программы, визуализирующие и подсчитывающие измерения, затем физическая реализация.

Каким программным обеспечанием вы пользуетесь при создании ваших скульптур? Мое воображение 3.4?

Как компьютерный ученый, я пишу свои собственные программы моделирования. Затем я становлюсь их пользователем и играю с ними.

Ваши скульптуры — статичные объекты. Что вы думаете о динамических скульптурах (например, о концепции тенсегрити)?

На моем сайте есть страница о тенсегрити структурах — Soda Straw Tensegrity Structures.

Мои скульптуры статичны потому, что в музеях я видел слишком много старых динамичных скульптур, со временем вышедших из строя. Сломанные скульптуры — это печальное зрелище. Я не хочу, чтобы мои работы превратились в такое же через 20 лет, поэтому и имею дело только со статичными формами.

Ваше лучшее творение и история его создания?

Я всегда больше всего горжусь самой последней работой (не переставая пытаться превзойти ее в следующей). Так что я бы выбрал Comet! — скульптуру, состоящую из девяти сфер, длинной более чем в 100 футов.

Можете ли вы вкратце объяснить, что такое четвертое измерение в архитектуре и что такое трехмерная «тень» (3D shadow)?

Вкратце на этот вопрос ответить невозможно. Я рекомендую классическую книгу Эдвина Эббота «Флатландия».

Для многих людей трехмерные принтеры все еще являются атрибутом научной фантастики. Вы же один из тех людей, которым удается пользоваться этой технологией. Расскажите, каково это?

Мне не так просто, как хотелось бы, получить доступ к подобной технике, и из-за этого я ограничен в том, что могу произвести. Я всегда счастлив видеть, как нечто с экрана становится на следующий день реальным, ощутимым.

Каковы перспективы у технологии? Станет ли она массовой, будут ли 3D-принтеры так же распространены, как сейчас струйные и лазерные?

Через 10 лет цена должна упасть настолько, что технология станет повсеместной. Я ожидаю, что они появятся в каждой школе и во всех копи-центрах. Люди, желающие создавать вещи, смогут купить себе такие принтеры домой, но многим, как и сейчас, это будет не нужно.

В сборке ваших работ порой участвуют десятки людей. Нравится ли это им, охотно ли они участвуют в подобной социальной арт-активности?

Это прекрасный способ предложить людям поразмышлять об искусстве, математике и сообществе, в рамках которого они существуют. Ни один из участников еще ни разу не жаловался.

Что вы скажете о готовности людей быть вовлеченными в деятельность, связанную с искусством? Стало бы искусство более популярным при менее высоком пороге входа, если бы было так же доступно, как кино и рестораны — и для создателей, и для потребителей?

Искусство отнимает огромное количество времени. Людей можно привлечь к искусству только в том случае, если у них есть возможность это время выделить. У большинства же есть другие предпочтительные способы его потратить.

Должны ли алгебра и геометрия быть более популярны? Как это помогло бы обычным людям?

Эти предметы прекрасны. Если бы их преподавали с ясной эстетической позицией, многие люди смогли бы понять, почему математики влюблены в то, чем занимаются. Польза математики в том, чтобы видеть ее красоту.

Как соотносятся культура и наука? Возможно ли одно без другого?

Они оба являются важными аспектами человечности. Никто не верит в разрыв между «двумя культурами» в том виде, в каком его описал Чарльз Перси Сноу.

Какие области современного искусства вам интересны кроме скульптуры? Видеоарт, например, может быть полезным, или это скорее очередная форма развлечения?

Каждый раз, когда я посещаю музей, концертный зал или театр, я нахожу нечто, что стимулирует меня и заставляет думать. Безусловно, и к видеоарту это относится.

Предположим, у вас есть возможность передать сообщение Евклиду посредством машины времени. Какие слова вы бы передали? Учитывая, что они могли бы изменить историю человечества.

«Прекрасная книга! Спасибо, что написали ее».

Ссылка по теме (eng):
GeorgeHart.com

Об авторе

Глеб Калинин — издатель Эксперимент.ру, совладелец компании Raum7. Профессионально занимается интернетом. Ведёт блог.