Арт после хайпа 3.Уже не новость, но ещё не история: искусство на воде и в её глубинах

,

Киты и дельфины, подпевающие джазовым импровизациям; персональное эволюционное переживание в виртуальных морских глубинах; парк скульптур, расположившийся на дне Атлантического океана; искусственный водоём для катания на лодках, помещённый на крышу здания посреди Лондона. В третьем выпуске обзора арт-проектов, шумиха вокруг которых уже улеглась, мы предлагаем вам нырнуть, погрузиться, остаться на поверхности.

Interspecies

Начатый в 1978 году, этот эксперимент джазового гитариста Джима Нолмана (Jim Nollman) призван продемонстрировать следующую идею: не только наука способна помочь человечеству лучше понять природу и осознать себя её частью, искусство также может работать на это знание. “Interspecies” — это совместный музыкальный проект человека и представителей морской фауны: дельфинов, горбатых китов, касаток и морских львов. Нолман выходил в море, садился в лодку и начинал импровизировать. Другие участники подплывали, собирались вокруг и вступали в процесс. Звучит это почти невероятно, но доказательства в виде аудиозаписей имеются — результат был выпущен на CD, а в Сети можно послушать фрагменты. Проект за время своего существования заметно разросся вширь, пополнился другими участниками (Scanner, Merzbow, Archive, David Rothenberg, многие другие) и активен по сей день.

Interspecies.com

Подводная скульптура

Джейсон Тейлор (Jason Taylor) — скульптор и специалист по керамике, являющийся также инструктором по подводному плаванию — объединил свои столь далёкие друг от друга специальности в одном арт-проекте. В своём стремлении рассматривать объекты в тесной связи с окружающей их средой Джейсон заплыл в воды Вест-Индии, где, заручившись поддержкой Министерства Туризма и Культуры Гренады, открыл выставку скульптур. Под водой. На дне Атлантического океана. Концепция художника заключается в создании уникального пространства, совмещающего демонстрацию естественных природных процессов с рукотворным современным искусством. Созданные Тейлором фигуры не только сразу же начинают взаимодействовать с подводными обитателями, но через некоторое время сливаются с ними — например, обрастают представителями местной флоры.

UnderwaterSculpture.com

flOw

Поглощение конкурентов, уход от организованного преследования, развитие своей внутренней структуры, умелое маневрирование в мутной воде. О чём речь? О борьбе за своё место под источником тепла и света, разумеется. Социальные законы универсальны, они работают даже в том случае, если действие происходит в мире микроорганизмов, обитающих в небольшой луже доисторического болота или прокладывающих свою жизненную дорогу внутри организма-хозяина. На практике в этом можно убедиться, проведя несколько часов в роли простейшего, пытающегося выжить среди других простейших. Постепенно эволюционируя, требуется стать быстрее, крупнее, выносливее и зубастее окружающих — созданная человеком по имени Енова Чен (Jenova Chen) игра-медитация позволяет понять, как непросто было нашим далёким предкам проходить сложнейший дарвинский путь.

Intihuatani.usc.edu

Normally, Proceeding And Unrestricted With Without Title

165-psycho-building
Фото: David Levene / Guardian.co.uk

Летом 2008 года лондонская галерея Hayward отмечала своё сорокалетие арт-программой “Psycho Buildings: Artists Take On Architecture”, подготовленной большим коллективом современных художников. Одной из составляющих экспозиции была работа австрийской группы Gelitin с длинным названием “Normally, Proceeding And Unrestricted With Without Title”. Авторы превратили крышу одной из галерейных террас в бассейн, сделали несколько деревянных лодок необычной формы, снабдили их вёслами и спустили на воду, а затем предложили посетителям на лодочках покататься. Многие решились, хотя затея и выглядела со стороны опасной до безрассудства — край водной глади фактически соответствовал краю здания.

Gelitin.net

Об авторе